Он живой и вертится

Дата создания: 12.01.2007

Часто Вы видели детей, способных усидеть спокойно на месте, не задавая тысячи вопросов и не откручивая параллельно очередную деталь от маминого будильника? Непоседливость, любознательность, подвижность - нормальная черта поведения ребенка, особенно младшего возраста. Даже такое название периода детства существует - гипермоторный этап нервно-психического развития. Однако, любой непоседа способен сосредоточиться и хотя бы на полчаса заняться кропотливой работой, требующей концентрации внимания и сосредоточенности, например конструктором или раскрашиванием по образцу.

Если же у вашего ребенка таких минут усидчивости нет, если он - яркий пример броуновского движения, а походы в гости, магазин превращаются в кошмар, то эта статья для вас! В настоящее время такие поведенческие расстройства принято называть по разному: минимальная мозговая дисфункция (ММД), гиперактивность и дефицит внимания (СДВГ), синдром школьной дезадаптации и т.д. Все эти термины объединяют одно - легкие нарушения поведения и обучения, которые развиваются вследствие страдания нервной системы в раннем возрасте.

У большинства детей в анамнезе имеется отягощенный перинатальный период, связанный, прежде всего с неблагополучным течением беременности и родов. Вторая половина беременности, роды и первые 20 недель жизни характеризуются наиболее активным ростом и созреванием мозга у человека. Этот же период является критическим, когда структуры ЦНС становятся наиболее чувствительными к влияниям, задерживающим рост и препятствующим активному развитию. Существенная роль в развитии этой патологии принадлежит наследственной неполноценности функциональных систем мозга. Так, 37% детей с диагнозом ММД имеют братьев и сестер, двоюродных родственников, а также родителей с признаками ММД. В литературе подчеркивается преобладание мальчиков среди больных. Социальные факторы играют немаловажную роль в формировании ММД у детей, такие как, нежеланная беременность, одинокая мать или воспитание в неполных семьях, частые конфликты и несогласованность подходов к воспитанию, низкий уровень образованности родителей - все складывается так, что усугубляет проявления болезни. Однако, именно благоприятные социально-психологические условия могут послужить основой для своевременной и наиболее полной компенсации нарушений при ММД.

Диагноз ММД может поставить врач-невролог или психиатр. В беседе с родителями врач выясняет информацию о течении беременности и родов, моторном и психическом развитии малыша на первом году жизни, обращает внимание на становление речи и особенности темперамента.

В настоящее время такой диагноз, как ММД, имеет общепринятые диагностические критерии и требования:
  • Дебют симптомов в возрасте младше 7 лет;
  • Постоянное их сохранение на протяжении как минимум 6 месяцев;
  • Симптомы наблюдаются как минимум в двух социальных сферах: например, в детском коллективе и дома.
К основным признакам этого синдромокомплекса относят дефицит внимания, гиперактивность и импульсивность. Диагностические требования приводятся ниже. Синдром дефицита внимания характеризуется следующими признаками:
  • ребенок с трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр;
  • не в состоянии исполнить задания до конца, что не связано с негативным настроем или непониманием сути задания;
  • не доводит начатое дело до конца, быстро переходит от незавершенного - к новому;
  • легко отвлекается на постороннее;
  • избегает или высказывает агрессивность при выполнении заданий, которые требуют длительного сохранения внимания;
  • испытывает сложности при самостоятельной организации видов деятельности;
  • часто теряет предметы, необходимые для выполнения заданий, в школе и дома;
  • проявляет забывчивость в повседневных ситуациях;
  • "не слушает" обращенную речь;
  • демонстрирует неспособность удержать внимание на деталях, из-за небрежности допускает частые ошибки в сферах своей деятельности.

Диагностическим считается наличие не менее шести вышеперечисленных симптомов, регистрируемых на протяжении последних шести месяцев. Синдром гиперактивности проявляется следующими симптомами:

  • не может играть в тихие, спокойные игры;
  • бегает, крутится, пытается куда-то влезть в неприемлемых ситуациях (бесцельная двигательная активность);
  • часто находится в постоянном движении, "как будто к нему прикрепили мотор";
  • не сидит спокойно, когда требуется, вскакивает;
  • крутится, ерзает, сидя на месте; совершает лишние движения кистями и стопами (бесцельные движения);
  • демонстрирует болтливость
  • .
Синдром импульсивности включает ряд типичных симптомов:
  • отвечает на вопросы, не задумываясь, не дослушав вопрос;
  • допускает выкрики во время уроков;
  • мешает другим детям, взрослым, пристает, влезает в игры, разговоры;
  • не ждет своей очереди в коллективных играх;
  • совершает опасные для себя и окружающих действия, но при этом не ищет острых ощущений или приключений;
  • часто вступает в драки, но не по причине агрессивности, а из-за неумения проигрывать.

Диагностическим критерием выступает сочетание 6 симптомов гиперактивности и импульсивности, отмечаемые в течение не менее 6 месяцев.

Возникновение симптомов ММД или их нарастание, как правило, происходит в определенные возрастные периоды, обычно связанные с началом посещения детского сада или школы, когда к ребенку предъявляют требования в виде повышенной самостоятельности, сосредоточенности, целеустремленности. Однако первые предвестники ММД отмечаются у младенцев 1-го года жизни. Они часто страдают нарушениями сна и повышенной нервно-рефлекторной возбудимостью. В дальнейшем дети становятся крайне непослушными и гиперподвижными, их поведение с трудом контролируется родителями. Вместе с тем дети, имеющие в дальнейшем синдром дефицита внимания без гиперактивности, в младенчестве могут умеренно отставать в двигательном (начинают переворачиваться, ползать, ходить на 1-2 мес. позднее) и речевом развитии, они инертны, пассивны, не очень эмоциональны. Также основными критическими периодами становятся дошкольный и младший школьный возраст (6-8 лет), которые совпадают с подготовкой к школе и началом обучения. Второй пик появлений ММД приходится на пубертатный период (12-14 лет), что обусловлено не только преходящим дефицитом корковых функций, но и гормональным "всплеском", характерным для этого возраста.

Проявления ММД индивидуальны и очень вариабельны в разные возрастные периоды, поэтому психологическое тестирование - неотъемлемая часть общего обследования ребенка. Психолог беседует с родителями, наблюдает за ребенком на приеме, проводит необходимый набор диагностических методик.

Начало лечения должно быть как можно более ранним. Необходимо понимать, что за один курс лечения, пусть даже самыми дорогими препаратами, ситуация кардинально не изменится, ведь поведенческие расстройства формировались во время беременности, весь период младенчества и те несколько лет, когда родители особо не обращались к специалистам.

Важно отметить значимость положительного настроя на здоровье ребенка и у родителей. В процесс лечения обязательно вовлекается не только ребенок, но и его окружение, с целью создания спокойного, последовательного отношения к нему. Основными направлениями в терапии ММД считаются: направленная двигательная активность, психолого-педагогическая коррекция, медикаментозная терапия.

1. Направленная двигательная активность.

Целью этого коррекционного направления терапии служит тренировка координации и ловкости. Рекомендуются спортивные занятия и игры, носящие аэробную нагрузку - длительный бег, лыжи, плавание, езда на велосипеде, туризм. Очень важно избегать переутомления и тех видов спорта, где выражен эмоциональный компонент (соревнования, показательные выступления).

2. Психолого-педагогическая коррекция.

Ребенку рекомендуется обязательное соблюдение четкого режима дня, ограничение работы за компьютером и просмотр ТВ до 30 минут в сутки. В школе попросите пересадить ребенка за первую парту (контакт глаз учителя и ребенка улучшает концентрацию внимания). В своих отношениях с ребенком придерживайтесь "позитивной модели" - хвалите его в каждом случае, когда он этого заслужил, подчеркивайте успехи. Это поможет укрепить уверенность ребенка в собственных силах. Избегайте повторений слов "нет" и "нельзя". Говорите сдержанно, спокойно и мягко. Давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить. Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (например, работа с кубиками, раскрашивание, чтение). Избегайте по возможности скоплений людей, пребывание в крупных магазинах, на рынках, в ресторанах и т. д. оказывает на ребенка чрезмерно стимулирующее воздействие. Во время игр ограничивайте ребенка лишь одним партнером, избегайте беспокойных и шумных приятелей.

3. Медикаментозное лечение.

Лекарственные средства назначаются в тех случаях, когда нарушение когнитивных функций и проблемы поведения у ребенка не поддаются только психолого-педагогическим мероприятиям. В настоящее время при медикаментозном лечении используются несколько групп препаратов: психостимуляторы, трициклические антидепрессанты, а также препараты ноотропного ряда. Они обладают стимулирующим влиянием на высшие психические функции и нейромедиаторные процессы в головном мозге. В литературе имеется ряд публикаций по клинико-психологической оценке эффективности некоторых из них: церебролизина, фенибута, инстенона, пирацетама, семакса и сонапакса. Подбор лекарственного средства проводится с учетом индивидуальных особенностей ребенка, преобладания в клинической картине симптомов поведенческих или статико-моторных нарушений, коморбидных состояний: гиперкинезов, нарушения сна, энуреза, вегетативной нестабильности.